«Моё тело - моё дело»: запретят ли аборты в России и к чему это может привести
- Анна Батюня
- Nov 23, 2016
- 4 min read

В России с новой силой развернулась дискуссия вокруг темы законодательного ограничения или запрета прерывания беременности. Соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении в парламенте.
Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина выступила с инициативой о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования и ограничении продажи препаратов, вызывающих медикаментозный аборт без рецепта врача. Она добавила, что проект закона разработан Русской православной церковью (РПЦ). Согласно предложенному Мизулиной проекту, процедура аборта за бюджетные средства в государственных клиниках будет возможной только при наличии медицинских либо социальных показаний. Более того, женщинам для проведения аборта потребуется разрешение мужа, а несовершеннолетним девочкам - согласие родителей.
Вслед за Мизулиной и главой Русской православной церкви за полный запрет абортов в России и вывод их из ОМС высказалась уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова. Об этом она заявила ТАСС 27 сентября. Детский омбудсмен подчеркнула, что меры государственной поддержки на деле успешны, в частности, в стране выстроена эффективная система по профилактике абортов, специалисты которой сумели отговорить 67 тысяч будущих мам от прерывания беременности.
«Лично я против абортов и многие годы поддерживаю борьбу с этим явлением. Но никогда не была сторонником политики запретов. Каждой женщине надо помочь сделать выбор в пользу новой жизни, чтобы родился ребенок. Для этого есть ключевой путь – профилактика абортов на основе системного подхода, где консолидируются ресурсы всех институтов общества и государства», – пояснила Анна Кузнецова.
Как ранее сообщалось в “Известиях”, в Рунете набирает силу петиция общероссийского общественного движения “За жизнь” и движения “Православные добровольцы” за запрет абортов на всей территории России. Обращение набрало уже более 300 тысяч подписей. Один из автографов под ним принадлежит патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который благословил начинание.
"Сейчас подписались сотни тысяч людей, после подписи Патриарха подпишутся миллионы", - считает глава создавшего петицию Общероссийского общественного движения "За жизнь" Сергей Чесноков.
«Активисты движения «За жизнь» собрали более 300 тыс. подписей. Около 200 тыс. подписей обрабатывается в регионах. Цель — изменение общественного мнения, а когда будет собран миллион подписей — отправить в администрацию президента», — написал Чесноков на своей странице в Facebook.
Поможет ли запрет абортов улучшить демографическую ситуацию?
Политики, общественные и религиозные деятели начали высказываться в поддержку запрета прерывания беременности или же указывать на бессмысленность такого подхода.
Любовь Ерофеева, директор Российской ассоциации акушеров-гинекологов "Народонаселение и развитие"
В отношении бэби-боксов - я всегда была их противницей, это средневековая практика. Теряется идентичность родителей, и в этом нет нужды: если у женщины тяжелая ситуация - ей негде жить или она потеряла работу, она может оставить ребенка в "доме малютки" на год, где его будут кормить и о нем заботиться, женщина может забрать его в любой момент - хоть один день останется до наступления возраста в один год. Запрет абортов - бессмысленная инициатива и очень вредная. Рождаемость никак не увеличится. Наукой доказано, что нет прямой связи между уровнем абортов и рождениями. Если женщина считает, что беременность нежелательна для нее, она никогда не вырастит из этой беременности желательного любимого ребенка. Это бессмысленное предложение, поскольку оно влияет не на спрос, а на доступ к услуге. Чем больше препон мы ставим, тем больше шанс того, что женщина либо захочет прервать беременность самостоятельно, либо криминальным способом с риском для репродуктивного здоровья и жизни.
Мари Давтян, юрист, специализирующийся на правах женщин
Я очень надеюсь на благоразумие людей в правительстве и Думе, что они услышат голоса экспертов, которые говорят, что нет ничего экономически страшнее. На международное правосудие не надо надеяться, поскольку за время разбирательства ребенок пойдет в детский сад, пока женщина получит решение в Европейском суде. У нас большая часть бедных - женщины с детьми, появляется такое понятие - феминизация бедности. Статистика абортов - это тоже женщины с детьми. Это и так удар по женщинам, которые и так делают его не из праздности, если женщина не может пойти в частную клинику, живет на грани бедности. Бэби-боксов и так мало в стране, и используются не каждый день. Но это самое безопасное место, где мы можем оставить малыша.
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР
Если женщина хочет отказаться — мы ее не переубедим. Если мы запретим аборты — аборты будут подпольные, зарабатывать будет медицинская мафия. Лучше давайте уговорим ее родить и заберем обязательно ребенка. Она приняла решение — мы не можем влиять на решение. Мы ее волю выполняем, мать решает, это ее воля. Может, этот отец негодяй, может, не готов организм. Поэтому нужно ребенка забрать, а потом, может быть, она созреет и станет матерью этого ребенка».
По данным Росстата, за постсоветские годы уровень абортов в стране снизился в пять раз. С 1988 по 2014 год число прерванных беременностей уменьшилось с 4,6 млн до 0,9 млн. В 1967 году на 100 живорождений приходилось 293 аборта (максимум), в 1990 году — 206, в 2007 году — 92, а в 2014 году — 48 абортов, сообщает РБК. Иными словами, в 1960-е на одни роды приходилось около трех абортов, а в последние годы родов вдвое больше, чем абортов.
Что говорит о запрете абортов советский опыт?
Классическим примером последствий законодательных запретов абортов стал опыт СССР с 1936 по 1955 гг и Румынии с 1966 по 1989 гг., выразившийся в катастрофическом росте материнской и младенческой смертности. В условиях запрета быстро возникает система нелегальных услуг, получает распространение практика самоаборта, зачастую приводящая к трагическим результатам. Опыт многих стран свидетельствует, что распространенность абортов не зависит от законодательства, гораздо большее значение имеет доступность методов контрацепции.
Международная практика
Согласно статистике ООН, аборты разрешены в 98% стран. Почти в 70% стран разрешены аборты для сохранения физического и психического здоровья женщины, и более 30% стран разрешают аборты по социальным или экономическим причинам (плохие финансовые условия, инвалидность и т. п.). В этом году ООН признала отказ в проведении аборта нарушением прав человека, однако дискуссии в обществе на эту тему всё ещё продолжаются.


















Comments