top of page

Москва объелась ресурсами

  • Анна Батюня
  • Nov 23, 2016
  • 2 min read

Перенасыщение Москвы ресурсами не только мешает росту экономической активности в регионах, но и тормозит развитие самой столицы. Об этом шла речь на международной конференции Academy of International Business.

Сравнение районов Москвы

В мировом рейтинге по объему ВВП городская экономика входит в десятку первых, превосходя такие высокоразвитые азиатские мегаполисы как Сеул и Шанхай. Москва производит 21.5% ВВП страны, обладает численностью экономически активного населения близкой к 7.5 миллионам и выгодным географическим положением. Здесь расположены большинство главных офисов крупнейших российских компаний и представительств международных организаций. Все это привлекает деньги инвесторов, в том числе из-за рубежа.

Вместе с тем, концентрация в Москве всех ресурсов создает проблемы и для самого города. Население столицы неуклонно растет: за 2002-2010 годы на 11%! Ежедневно жители столицы сталкиваются с пробками, давкой в метро, безудержным ростом цен на жилье, а счастливые его обладатели - с проблемой обустройства. Согласно данным статистики, в часы-пик пропускная способность дорог в Москве в два раза меньше нормы, а плотность населения в 2-3 раза выше, чем в Нью-Йорке или Токио!

Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгений Ясин в интервью РИА Новости называет главную причину разрыва между столицей и регионами: высокий уровень централизации отечественной экономики в ситуации значительной по размаху территории и неправильное и недостаточное распределение полномочий на местах. Неравномерность объясняется разной обеспеченностью регионов ресурсами, исторически сформировавшейся инфраструктурой, климатическими условиями региона, менталитетом населения и т.д. В итоге в Москву стекаются все финансовые потоки. Причем играет роль несправедливое распределение дотаций под воздействием национального и политического факторов. Как разорвать "порочный круг"? Спасением из непростого положения может стать конструктивная реорганизация экономики, считает Ясин. Роль регионов по ряду направлений должна возрасти. Речь идет о рассредоточении правомочий и влияния и их перераспределении на региональный и муниципальный уровни, в частности необходимо стимулировать развитие малого бизнеса.

Впрочем, решений может быть несколько. Москва - мощный магнит для молодых энергичных умов. Она вселяет в молодых людей уверенность, что в жизни всего можно достичь, стоит только приложить максимум усилий. Широкий спектр возможностей будущего трудоустройства и профессионального роста, высокая заработная плата, шанс повысить свой социальный статус, а также активная культурная жизнь - вот далеко не полный перечень того, что можно найти в столице. Как следствие, молодежь срывается с привычных родных мест и устремляется в Москву для получения образования и последующего трудоустройства,тем самым лишая регионы лучшего, что у них есть, ведь они не получают грамотных специалистов. В результате страдает производственный сектор и предприятия становятся убыточными. Это влечет за собой нехватку рабочих мест, безработицу и т.д. Всего 10% студентов возвращаются после получения диплома домой, сообщает в интервью "Вести FM" председатель комитета по бюджету ЗС РК Светлана Токарева. Эксперты объясняют это низким уровнем образования в регионах, отсутствием перспектив трудоустройства - выпускники просто не могут найти работу по специальности. Как убедить людей, что им невыгодно покидать родные места?

Альтернативное решение региональной проблемы не в запретах, но в развитии. Необходима максимальная занятость населения, достичь которой можно, создав материально благоприятные и комфортные условия для жизни за счет справедливого распределения федеральных дотаций. Тогда у жителей глубинки не возникнет желания побыстрее оттуда уехать, но появится твердая уверенность, что именно здесь они хотят построить карьеру, создать семью, воспитывать детей и т.д.

 
 
 

Comments


Выбор редакции

©2016 by Alexandra Tyurina, Andrey Laut, Varvara Gomayunova, Anna Batyunya, Dmitriy Kalchenko

bottom of page